Поварские байки-16. Пару слов о корпоративном питании
Поварские байки-16. Пару слов о корпоративном питании
Чисто гипотетически: есть у вас, к примеру, знакомый начальник большой конторы. И вот, зная вас как хорошего повара, или попробовав вашего жаркого на семейном обеде, делает он вам заманчивое предложение: А почему бы, Клара, тебе не открыть столовую в моем офисе?
Судя по количеству вопросов задаваемых мне в личке и в почте, это предположение не такое уж гипотетическое. И таких людей меня читает не меньше десятка. Поэтому продолжу.
Вы уточняете у начальника предполагаемое количество едоков. И он вам бодро и с энтузиазмом рассказывает о том, что всего народу в конторе 250 человек, а в офисе постоянно присутствуют человек 70. Но бывают и разные другие посетители – заказчики и так далее.
Вы достаете калькулятор и начинаете прикидывать рентабельность такого предприятия. Вы прикидываете среднюю стоимость обеда в 80 рублей, умножаете на 70 человек. Получается какая-то там сумма, которую вы мысленно делите пополам – это и есть ваш примерный ежедневный заработок. Так? Умножаете на 21 (количество рабочих дней). И понимаете, что вполне себе приличный заработок получается. Почему бы не попробовать.
Тем более, что кухню оборудовать вам обещает всё тот же начальник. И про аренду он пока и речи не ведет. Машет руками: Да какая аренда! Мне главное чтобы люди накормлены были.
И вы радостно соглашаетесь.
А потом начинается реальность. И она крайне отличается от ваших оптимистичных прикидок.
Потому что ваша жизнь с той поры будет похожа на жизнь того милиционЭра из анекдота: Дали пистолет, а дальше как хочешь выкручивайся!.
Ваш калькулятор не учитывает главного – человеческий фактор. А, к сожалению, в любом бизнесе по-русски именно этот фактор и является определяющим.
Поэтому, подсчитывая предварительно примерное количество едоков, смело исключайте из этого списка женщин. Русские женщины не станут есть в обед первое-второе-третье. Не потому что не хотят, и не потому что не влезет. Это она дома, за закрытой дверью в себя полтазика пельменей опрокинет. А на людях – только салат или половинка супа. Вскоре вы возненавидите это словосочетание половинка супа. Это я вам гарантирую.
Бухгалтерию можете сразу вычеркивать из своего списка. Более чем полностью. У них почему-то каждый день тортики и шоколадки – о каком ещё обеде может быть речь?
Нет, и среди женщин случаются приятные исключения. Но крайне мало и крайне редко.
Поэтому главные ваши посетители – это голодные мужчины. Именно они ваша надежда, опора и источник дохода. И хорошо бы вам сразу научится разговаривать. На разные темы. Про футбол, про рыбалку, про двигатели внутреннего сгорания и творчество писателя Корецкого. Можно, конечно, просто слушать и улыбаться, но лучше проявлять хоть минимальную заинтересованность. Потому что просто так поесть можно и дома перед телеком, или чебуреков перехватить за углом. А русский человек хочет общения. Если у вас сын-двоечник и муж-пьяница – то оставьте это за дверью. А тут – улыбайтесь и общайтесь. Иначе человек свои сто рублей в следующий обед отнесет не вам (зачем ему лишний раз видеть вашу угрюмую физиономию) а совсем в другое место.
И приготовьтесь к тому, что скоро к вам придут жены. Да-да. Потому что пьяным мужик может прийти откуда угодно. А сытым – только от любовницы. И фразы типа Да я у Клары поел скоро погонят этих милых женщин в дорогу. Она найдет повод побывать у мужа на работе и обязательно испытает острое чувство голода во время этого визита. И на вас посмотрят внимательно. Очень внимательно. Женам надо выяснить сначала – не представляете ли вы для них угрозы? А затем ревниво понять – чем это её стряпня лучше моей? Если вы не дура – то вы легко подружитесь с женами, и они будут рады тому, что не надо париться и думать о том, что собрать мужу с собой. Если нет – то клиента вы потеряете. И будет он ходить звеня баночками в пакете и греть свой обед в коллективной микроволновке. Мимо вас.
А к сожалению или к счастью – но офисные обеды – это такой бизнес, где ваш большой заработок складывается из огромного количества маленьких денюжек, которые вам несут живые люди. И там важен вот этот каждый и конкретный человек. Тут невозможно схалтурить.
Спустя год вы будете знать об этих людях если не все, то очень многое. Вы уже не будете переспрашивать сколько кусочков и какого хлеба подавать. И вы уже заранее будете готовить именно такую еду, которую они хотят есть. И знать, что рыбу съест прораб Петров, а котлеты надо Сидоркину оставить. Ваш ассортимент сократится, но зато все всегда будет свежим и добротным. И вы будете уверены, что по пол кастрюли супа, как в первый ваш экспериментальный год, вам уже выливать не придется.
Вас начнут узнавать в общественном транспорте. И кричать вам, улыбаясь, через весь салон троллейбуса: Клара, а что сегодня на обед?.
А когда сдастся самый упертый консерватор, пожилой инженер по ТБ, который все три года упорно носил обед с собой из дома, а сейчас ваш самый преданный посетитель, вздыхающий каждый раз: И чё я, дурак, раньше не ел? - вот тогда вы поймете что справляетесь хорошо.
И даже ничего, что ваш домашний телевизор приехал в столовую лишь на время чемпионата мира по футболу и остался здесь навсегда. Тут же он нужнее…
И ничего что начальник давным-давно вам уже назначил аренду, с которой вы с трудом справляетесь…
Вам легко, потому что вы на своем месте.
Дополнение. Тем, кто только планирует отправиться в это плавание. Лучший вариант – это когда сотрудникам оплачивают обеды, а вам выплачивают фиксированную зарплату. Свободное плавание – вещь заманчивая, но крайне опасная.